Школьная столовая
«Школьное питание – это залог здоровья подрастающего поколения» |
Горячее питание детей во время пребывания в школе является одним из важных условий поддержания их здоровья и способности к эффективному обучению. Хорошая организация школьного питания ведёт к улучшению показателей уровня здоровья населения, и в первую очередь детей, учитывая, что в школе они проводят большую часть своего времени. Поэтому питание является одним из важных факторов, определяющих здоровье подрастающего поколения.
Полноценное и сбалансированное питание способствует профилактике заболеваний, повышению работоспособности и успеваемости, физическому и умственному развитию детей и подростков, создаёт условия к их адаптации к современной жизни. Рациональное питание обучающихся — одно из условий создания здоровье — сберегающей среды в общеобразовательном учреждении, снижения отрицательных эффектов и последствий функционирования системы образования.
Недостаточное поступление питательных веществ в детском возрасте отрицательно сказывается на показателях физического развития, заболеваемости, успеваемости, способствует проявлению обменных нарушений и хронической патологии.
В Законе Российской Федерации «Об образовании» сохранена обязанность образовательного учреждения организовывать питание обучающихся, выделять помещение для питания детей, предусматривать перерыв достаточной продолжительности. Школа представляет собой жизненно важную среду, используя которую можно оказывать влияние на процесс правильного питания и формировать у школьников верные навыки и стереотипы в данном вопросе.
В школе существуют эффективные возможности, для проведения работы по охране здоровья и здоровому питанию. Именно школьный возраст является тем периодом, когда происходит основное развитие ребенка и формируется образ жизни, включая тип питания. Организованное школьное питание регламентируется санитарными правилами и нормами, и поэтому в значительной степени удовлетворяет принципам рационального питания.
Памятка родителям о необходимости здорового питания школьникам
Правила посещения школьной столовой
1. Школьная столовая обеспечивает горячее, разнообразное и своевременное питание учащихся и работников школы.
2. Время работы столовой ( завтраки-обеды) с 10.00 до 12.00
3. Организованное питание учащихся 1-11 классов осуществляется на переменах по отдельному расписанию.
4. Учащиеся 1-11 классов питаются в соответствии с графиком питания под руководством классных руководителей.
5. В столовой в течение всего рабочего дня должен соблюдаться порядок, который обеспечивается с помощью дежурных учащихся и дежурных учителей.
6. За организацию горячего питания, подачу заявок ответственность несет организатор питания, классные руководители.
7. Запрещается посещение столовой в верхней одежде.
8. Учащиеся обязаны поддерживать чистоту и порядок в обеденном зале.
9. Во время уроков отпуск питания не производится.
Правила поведения учащихся в школьной столовой
Основные правила поведения в школьной столовой, которые должен знать каждый школьник:
- Перед едой обязательно нужно вымыть руки.
- Проходить в школьную столовую следует не спеша и не толкаясь.
- Садиться за стол следует аккуратно, как можно тише.
- За столом следует сидеть прямо, немного наклонившись над столом.
- Пищу следует пережевывать тщательно, не спеша.
- Вставать из-за стола также следует аккуратно и бесшумно.
- После еды необходимо убрать за собой посуду и поблагодарить поваров.
Правила поведения за столом
Общие правила поведения или этикет за столом - это тот минимум, который должен знать всякий культурный человек.
- Сидя за столом, следует только запястьем опираться на его край. Женщинам допускается на небольшой промежуток времени опереться на стол локтем.
- В процессе принятия пищи не следует расставлять локти и низко склонять голову над тарелкой. Голову только слегка наклоняют и на эту высоту подносят вилку или ложку. Не приветствуется дутье на горячую еду и напитки, "чавканье", прихлёбывание.
- Неэтично доливать из бутылки только себе. Взяв бутылку или графин, сначала предлагают соседу по столу.
- Сидя за столом, хлеб ножом не режут, а отламывают маленькие кусочки, также нельзя макать хлеб в соус.
- Если в солонке нет ложечки, соль набирают кончиком своего ножа, но при этом очистив его от посторонних загрязнений.
- Зеленый салат не принято резать ножом; если листья слишком велики, то разрезают их вилкой или аккуратно наматывают на нее листья.
- Птицу едят с помощью ножа и вилки. При этом необязательно очищать все косточки, на них должно остаться немного мяса.
- Если картофель подан целиком, его не следует раздавливать на тарелке.
- Спагетти едят с помощью вилки и ложки. Ложку держат в левой руке. Край ложки опускают в тарелку, на вилку наматывают спагетти в углублении ложки. Намотав на вилку немного макарон, ложкой отрезают эту порцию от остального.
- Рубленые котлеты или тефтели ножом не режут, а едят их, отделяя вилкой небольшие кусочки, причем вилку в этом случае вполне допустимо держать в правой руке.
- Сухие пирожные, пряники, коврижку можно брать руками.
- Сушки и сухари можно обмакнуть в чай или молоко, только находясь в семейном кругу.
- После еды нож и вилку складывают в тарелке параллельно друг другу, ручками в правую сторону. Когда предполагается, что те же приборы будут использоваться при приеме следующего блюда, то их кладут на стол.
Правила пользования столовыми приборами
Столовые приборы делятся на индивидуальные (основные) и общие (вспомогательные).
- Индивидуальные приборы предназначены для приема блюд, общие - для раскладывания их. К индивидуальным приборам относятся закусочный, рыбный, столовый, десертный, фруктовый. Приборы, которые находятся справа от тарелки следует держать в правой руке, а те, что слева - в левой.
- Закусочный прибор - вилка и нож. Он немного меньше размером, чем обычный столовый. Прибор подается к холодным блюдам и закускам всех видов и к некоторым горячим закускам - ветчине жаренной, блинам и др.
- Рыбный прибор - вилка с четырьмя короткими зубцами и углублением для отделения костей и нож с коротким и широким лезвием в виде лопаточки - подается к горячим рыбным блюдам. Если нет рыбного ножа, то к горячему блюду из рыбы можно подавать рыбные или обычные столовые вилки.
- Столовый прибор - вилка, нож и ложка - используется при сервировке стола для подачи первых и вторых блюд. Ложку и вилку используют также для раскладки блюд при отсутствии специального прибора.
- Десертный прибор - состоит из ложки, вилки и ножа. По размеру вилка и нож несколько меньше закусочных, вилка с тремя зубцами. Как правило, приборы для десерта отличаются изяществом и оригинальностью. Десертные нож и вилку используют, когда на стол подают шарлотки, сладкие пироги и др. Десертную ложку подают к сладким блюдам, таким, как пудинг, мусс, ягоды с молоком, сливками, фрукты в сиропе.
- Фруктовый прибор - состоит из вилки и ножа. Фруктовые приборы используют для сервировки, если к столу подают яблоки, груши, ананасы, апельсины, а также арбузы, дыни. К консервированным фруктам и фруктовым салатам достаточно одной вилки.
- Для мороженого используется специальная плоская ложка в виде лопаточки с едва изогнутыми краями.
- К чаю подается ложка (чайная), щипцы для сахара, нож и вилка для лимона. Нож используется для нарезки лимона, имеет зигзагообразное острие. Вилка маленькая, изящной формы с двумя зубцами.
- К кофе подается ложка (кофейная), такая же, как и чайная, только поменьше размером.
- К приборам общего пользования относят также ножи для разрезания торта, ложки-ситечки для процеживания чая, ложки для специй и др.
- Приборы и посуду перед использованием необходимо протереть полотенцем. Подготовленные посуду и приборы до момента их использования необходимо расположить в удобном месте и закрыть салфеткой или полотенцем.
- Требуют определенной подготовки и приборы для специй. Их необходимо протереть, солонку наполнить на 3/4 объема солью, перечницу - молотым перцем. Горчичницу заполняют незадолго до прихода гостей на 3/4 объема и вставляют ложечку.
Рекомендуемые среднесуточные наборы продуктов
для питания детей школьного возраста
(на одного ребенка, г/брутто)
Наименование продуктов |
Возраст детей, количество продуктов, г, мл, брутто |
|
7-11 лет |
11-18 лет |
|
Хлеб ржаной (ржано-пшеничный) |
80 |
120 |
Хлеб пшеничный |
150 |
200 |
Мука пшеничная |
15 |
20 |
Крупы, бобовые |
45 |
50 |
Макаронные изделия |
15 |
20 |
Картофель |
250 |
250 |
Овощи свежие, зелень |
350 |
400 |
Фрукты (плоды) свежие |
200 |
200 |
Фрукты (плоды) сухие, в т.ч. шиповник |
15 |
20 |
Соки плодоовощные, напитки витаминизированные |
200 |
200 |
Мясо 1 кат. |
95 |
105 |
Птица 1 кат п/п |
40 |
60 |
Рыба |
60 |
80 |
Колбасные изделия |
15 |
20 |
Молоко (м.д.ж. 3,2%) |
300 |
300 |
Кисломолочные продукты (м.д.ж.3,2%) |
150 |
180 |
Творог |
50 |
60 |
Сыр |
10 |
12 |
Сметана |
10 |
10 |
Масло сливочное |
30 |
35 |
Масло растительное |
15 |
18 |
Яйцо диетическое |
1 шт. |
1 шт. |
Сахар |
40 |
45 |
Кондитерские изделия |
10 |
15 |
Чай |
0,4 |
0,4 |
Какао, напиток кофейный злаковый |
1,2 |
1,2 |
Дрожжи хлебопекарные |
1 |
2 |
Соль |
5 |
7 |
Памятка здорового питания
- Ребенок должен есть разнообразные пищевые продукты. Ежедневный рацион ребенка должен содержать около 15 наименований разных продуктов питания. В течение недели рацион питания должен включать не менее 30 наименований разных продуктов питания.
- Каждый день в рационе питания ребенка должны присутствовать следующие продукты: мясо, сливочное масло, молоко, хлеб, крупы, свежие овощи и фрукты. Ряд продуктов: рыба, яйца, сметана, творог и другие кисломолочные продукты, сыр - не обязательно должны входить в рацион питания каждый день, но в течение недели должны присутствовать 2-3 раза обязательно.
- Ребенок должен питаться не менее 4 раз в день.
7.30- 8.00 завтрак (дома, перед уходом в школу)
10.30- 11.30 горячий завтрак в школе
14.00- 15.00 обед в школе или дома
19.00- 19.30 ужин (дома)
- Следует употреблять йодированную соль.
- В межсезонье (осень- зима, зима- весна) ребенок должен получать витаминно-минеральные комплексы, рекомендованные для детей соответствующего возраста.
- Для обогащения рационного питания школьника витамином «С» рекомендуем ежедневный прием отвара шиповника.
- Прием пищи должен проходить в спокойной обстановке.
- Если у ребенка имеет место дефицит или избыток массы тела, необходима консультация врача для корректировки рациона питания.
- Рацион питания школьника, занимающегося спортом, должен быть скорректирован с учетом объема физической нагрузки.
БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ !!!