Отдел образования администрации Ипатовского муниципального района Ставропольского края в соответствии с письмом министерства образования и молодежной политики Ставропольского края от 21.08.2017 г. №02-20/7545 «О тренировочных сборниках для подготовки к ГИА обучающихся с ОВЗ» информирует вас о том, что ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» разработаны тренировочные сборники для подготовки к государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования (далее соответственно - ГИА-9, ГИА-11) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ).
В целях оказания методической поддержки педагогам образовательных организаций края при подготовке обучающихся с ОВЗ к сдаче ГИА-9, ГИА-11 направляем ссылку на электронный учебно-методический ресурс: http://fipi.ru/trensborniki-ovz
ГВЭ-9 | ГВЭ-11 |
УЧАСТНИКАМ С ОВЗ 9 КЛАСС
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий;Выпускники IX классов, являющиеся лицами с ОВЗ, детьми-инвалидами, инвалидами, имеют право добровольно выбрать формат выпускных испытаний – это может быть основной государственный экзамен либо государственный выпускной экзамен.
Существуют специальные правила организации ГИА для выпускников с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, инвалидов.
Условия организации и проведения ГИА для указанных лиц определяются с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья выпускников.
Для определения необходимых условий проведения ГИА выпускники с ОВЗ при подаче заявления на участие в ГИА должны предоставить копию рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, а обучающиеся дети-инвалиды и инвалиды - оригинал или заверенную в установленном порядке копию справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы.
Материально-технические условия должны обеспечивать: возможность беспрепятственного доступа участников ГИА в аудитории, туалетные и иные помещения, а также их пребывания в указанных помещениях; наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, широких проходов внутри помещения между предметами мебели и свободного подхода на инвалидной коляске к рабочему месту; наличие специальных кресел и других приспособлений; при отсутствии лифтов аудитория для участников ГИА с нарушением функций опорно-двигательного аппарата должна располагаться на первом этаже.
Участники экзамена могут пользоваться необходимыми им техническими средствами с учетом их индивидуальных особенностей.
При проведении экзамена в случае необходимости присутствуют ассистенты, оказывающие участникам с ОВЗ, детям-инвалидам и инвалидам необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей, помогающие им занять рабочее место, передвигаться, прочитать задание.
ГИА по отдельным учебным предметам по их желанию проводится в форме основного государственного экзамена (ОГЭ).
ГВЭ по всем учебным предметам по их желанию проводится в устной форме.
Во время проведения экзамена для участников организуются питание и перерывы для проведения необходимых медико-профилактических процедур.
Время экзамена увеличивается на 1,5 часа.
Продолжительность ОГЭ по иностранным языкам (раздел «Говорение») увеличивается на 30 минут.
Для обучающихся, по медицинским показаниям не имеющих возможности прийти в ППЭ, экзамен организуется на дому.
Особенности организации экзаменов
Для глухих и слабослышащих обучающихся:
- аудитории для проведения экзамена оборудуются звукоусиливающей аппаратурой коллективного пользования;
- при необходимости привлекается ассистент-сурдопереводчик.
Для слепых обучающихся:
- экзаменационные материалы оформляются рельефно-точечным шрифтом Брайля или в виде электронного документа, доступного с помощью компьютера;
- письменная экзаменационная работа выполняется рельефно-точечным шрифтом Брайля или на компьютере;
- предусматривается достаточное количество специальных принадлежностей для оформления - ответов рельефно-точечным шрифтом Брайля, компьютер;
Для слабовидящих обучающихся:
- экзаменационные материалы представляются в увеличенном размере;
- в аудиториях для проведения экзаменов предусматривается наличие увеличительных устройств и индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс.
Для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (с тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей):
- письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением.
УЧАСТНИКИ С ОВЗ 11 КЛАСС
В соответствии с частью 16 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к лицам с ОВЗ относятся лица, имеющие недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (далее – ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Так как исчерпывающий перечень заболеваний, при наличии которых обучающиеся, выпускники прошлых лет признаются лицами с ОВЗ, отсутствует, принимать решения по выдаче заключений рекомендуется ПМПК самостоятельно с учетом особых образовательных потребностей обучающихся и индивидуальной ситуации развития, при этом срок обращения в ПМПК может не иметь ключевого значения для принятия решения. Предоставленное родителями (законными представителями) детей заключение комиссии является основанием для создания органами исполнительной власти субъектов Российский Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, рекомендованных в заключении условий для обучения и воспитания детей.В соответствии с Порядком проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденным приказом Минобрнауки России от 26.12.2013 № 1400 (зарегистрирован Минюстом России 03.02.2014, регистрационный № 31205), для участников ГИА с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ), детей-инвалидов и инвалидов органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования (далее – ОИВ), организуют проведение ГИА в условиях, учитывающих состояние их здоровья, особенности психофизического развития.
Материально-технические условия проведения итогового сочинения (изложения) и ГИА обеспечивают возможность беспрепятственного доступа таких обучающихся в аудитории, туалетные и иные помещения, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, при отсутствии лифтов аудитория располагается на первом этаже; наличие специальных кресел и других приспособлений).
При проведении ГИА присутствуют ассистенты, оказывающие указанным обучающимся необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных возможностей, помогающие им занять рабочее место, передвигаться, прочитать задание.
Указанные обучающиеся с учетом их индивидуальных возможностей пользуются в процессе сдачи экзамена необходимыми им техническими средствами.
Продолжительность экзамена увеличивается на 1,5 часа.
Обучающиеся, выпускники прошлых лет с ОВЗ при подаче заявления предъявляют копию рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК);
обучающиеся, выпускники прошлых лет дети-инвалиды и инвалиды - оригинал или заверенную в установленном порядке копию справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы (далее – Справка ФГУ МСЭ).
В заявлении такие обучающиеся указывают специальные условия, учитывающие состояние их здоровья, особенности психофизического развития. На основании рекомендаций ПМПК или Справки ФГУ МСЭ и в соответствии с заявлениями, в которых перечислены необходимые условия, ОИВ организует проведение ГИА в ППЭ.