В российской системе образования
коррупция рассматривается как одно из преступлений, свойственное прежде всего
миру взрослых финансово независимых людей, наделенных властными полномочиями.
Данный вид преступления изучается на уроках права, обществознания,
граждановедения. К моменту окончания школы учащиеся получают целостное
представление о коррупции как социальном явлении (на уроках истории и
обществознания) и как преступлении: о причинах, по которым оно совершается, и
мере наказания (на уроках права). В рамках сложившейся системы воспитательной
работы в образовательных учреждениях России задача антикоррупционного
воспитания не ставилась. Ориентация учащихся на идеалы справедливости,
честности, порядочности в системе нравственного воспитания школьников
обеспечивала нравственно-ценностную основу отказа от любых противоправных и
безнравственных действий. Воспитание культуры поведения и дисциплинированности
обеспечивало профилактику девиантного поведения учащихся в целом.
Рассмотрение коррупции как одного из
самых серьезных препятствий для экономического и политического развития России,
осознание того факта, что она представляет собой угрозу национальной
безопасности, порождает необходимость в создании системы антикоррупционного
воспитания как отдельного компонента системы воспитания. Просвещение и
воспитательная работа по формированию у учащихся антикоррупционного
мировоззрения являются частью антикоррупционной государственной политики по
устранению (минимизации) причин и условий, порождающих и питающих коррупцию в
разных сферах жизни.
Исторический опыт показывает сложность
оперативного решения такой задачи из-за консервативности педагогической
деятельности. Речь идет об изменении педагогического сознания, когда необходимо
по-иному взглянуть на теорию и практику воспитательной работы. Опыт решения
подобных воспитательных задач в России в последние годы (антинаркотическое
воспитание, половое воспитание) показывает неэффективность приоритетного
использования информационно-просветительского метода. Увеличение числа лекций и
бесед по проблемам коррупции будет способствовать знанию учащихся о данном
явлении, но не отказу от коррупционных действий в будущем. Необходимо
педагогическое осмысление сущности коррупционных действий человека и
определение содержания и средств антикоррупционного воспитания. Методические
рекомендации -это попытка предложить определенную систему педагогических
действий по решению задач антикоррупционного воспитания.
Создание системы антикоррупционного воспитания предполагает
уточнение ряда терминов, определяющих сущность коррупции как социального
явления.
Коррупция (от лат.
corrumpere - «растлевать») - использование должностным лицом своих
властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее
установленным правилам (законодательству). Наиболее часто термин применяется по
отношению к бюрократическому аппарату и политической элите. Коррупции может быть
подвержен любой человек, обладающий властью над распределением по своему
усмотрению каких-либо не принадлежащих ему ресурсов (чиновник, депутат, судья,
сотрудник правоохранительных органов, администратор, экзаменатор, врач и т.
д.). Главным стимулом коррупционного поведения является возможность получения
экономической прибыли, связанной с использованием властных полномочий, а
главным сдерживающим фактором - риск разоблачения и наказания.
Выделяют отдельные проявления коррупции.
Бытовая коррупция порождается взаимодействием рядовых
граждан и чиновников. В нее входят различные подарки от граждан и услуги
должностному лицу и членам его семьи. Деловая коррупция
возникает при взаимодействии власти и бизнеса. Например, в случае
хозяйственного спора стороны могут стремиться заручиться поддержкой судьи с
целью вынесения решения в свою пользу. Коррупция верховной
«лас/янотносится к политическому руководству и верховным судам в
демократических системах. Она касается стоящих у власти групп, недобросовестное
поведение которых состоит в осуществлении политики в своих интересах и в ущерб
интересам избирателей.
Системное рассмотрение позволяет
выделить ряд взаимодополняющих взглядов на сущность явления коррупции:
коррупция как особый вид правонарушений,
связанный с превышением должностных полномочий;
коррупция как особый образ жизни людей,
обладающихвластъю, который предполагает ряд традиционных действий
(взяточничество, проявление своеволия, подбор «нужных» людей);
коррупция как особый способ решения
проблем в обход существующих законов и правил с использованием подкупа
должностных лиц;
коррупция как особый подход к людям,
обладающим властью, связанный с демонстрацией им своего уважения и
удовлетворения их потребностей.
Такое многообразие взглядов на коррупцию
порождает многочисленные сложности при его искоренении и необходимость
системных усилий со стороны общества, государства, каждого человека по борьбе с
коррупцией.
Выделяются следующие признаки коррупции:
1.
Принимается решение,
нарушающее закон или неписаные общественные нормы.
2.
Стороны действуют по
обоюдному согласию.
3.
Обе стороны получают
незаконные выгоды и преимущества.
4.
Обе стороны стараются
скрыть свои действия.
Цель антикоррупционного воспитания - воспитывать ценностные установки и развивать
способности, необходимые для формирования у молодых людей гражданской позиции в
отношении коррупции.
Задачи антикоррупционного воспитания:
Познакомить с явлением коррупции: сутью,
причинами, последствиями.
Поощрять нетерпимость к проявлениям
коррупции.
Продемонстрировать возможности борьбы с
коррупцией.
Выделим основные компоненты системы антикоррупционного
воспитания в образовательном учреждении:
•
отсутствие случаев
коррупционного поведения в образовательном учреждении;
•
антикоррупционное
просвещение: изложение сущности феномена коррупции как преступного действия на
уроках правоведения;
•
обретение опыта
решения жизненных и школьных проблем на основе взаимодействия педагогов и
учащихся;
•
педагогическая
деятельность по формированию у учащихся антикоррупционного мировоззрения.
Выделим ряд задач, последовательно решаемых в
образовательном учреждении. Понятие «коррупция» вводится и объясняется в
процессе преподавания права и обществоведения. Особого смысла вводить это понятие
раньше не существует.
Основной результат антикоррупционного
воспитания видится в подготовке человека, способного выполнять властные
полномочия или взаимодействовать с представителями властных структур на
правовой основе, избегая подкупа, взяточничества и других неправовых действий.
Для достижения этого результата необходима работа с ребенком в различные
возрастные периоды. В связи с тем, что в начальной школе особое внимание
обращается на формирование культуры поведения и потребности в соблюдении правил,
то антикоррупционное воспитание может строиться на анализе отношений рядовых
граждан с хранителями общественного порядка. Это позволяет определить основную
задачу антикоррупционного воспитания как формирование потребности в соблюдении
правил в процессе взаимодействия с хранителями порядка. С нашей точки зрения,
это базовая задача системы антикоррупционного воспитания. Если человек убежден,
что хранитель порядка всегда будет действовать по правилам, то он не будет
нарушать правила и предлагать взятки за их нарушения. К сожалению, большинство
граждан нашей страны уверено, что любой хранитель порядка (милиционер, учитель,
директор) готов за личные услуги обойти существующие правила.
В связи с этим возникает необходимость
введения особого раздела в содержание воспитания 1-4-х классов: «Хранители
порядка». В рамках этого раздела педагоги будут знакомить детей с различными
профессиями и должностями, носители которых являются хранителями порядка, и
правилами взаимодействия с людьми этих профессий. Помимо информационнопросветительского
блока особое внимание следует обращать на привлечение учащихся к поддержанию
порядка в классе. Учащимся предлагается выполнять небольшие поручения,
связанные с соблюдением порядка. Наиболее простое поручение из них - это
дежурный, контролирующий соблюдение отдельных правил. Подчинение дежурному,
отказ от угроз и подкупа дежурному будет показателем формирования уважительного
отношения к хранителю правил. Создание системы ролевых игр будет способствовать
закреплению этой роли, выращиванию человека, который гордится тем, что он
является хранителем правил, сам их соблюдает и не позволяет нарушать эти
правила никому даже в случае подкупа и угрозы. При этом учитель должен быть
примером, выступать в качестве основного хранителя правил школьной жизни и
независимо от того, как к нему относятся учащиеся класса, не позволять их
нарушать. Кроме этого, в жизни класса должно быть как можно меньше ситуаций,
когда делается исключение из правил. Особенно важно не нарушать правила для
поощрения деятельности учащегося (к примеру, мы нарушим правила и закончим урок
пораньше, потому, что вы себя хорошо вели). Учащиеся должны понимать, что
учитель не сам придумывает и меняет правила жизни, а выступает в качестве
хранителя общих правил жизни, принятых в обществе.
В 5-7-х классах возможно решение более
сложной проблемы, направленной на формирование совместного создания и
сохранения правил. Необходимо, чтобы к концу 7-го класса большинство учащихся
обладали практическими навыками по организации взаимодействия друг с другом на
основе соблюдения правил. Это позволяет в систему и содержание воспитательной
работы в 5-7-х классах добавить новый раздел: «Организаторы порядка». Ведущей
технологией реализации этого раздела будет организация коллективной творческой
деятельности.
В 8-9-х классах возникает необходимость
осознанного принятия учащимися правил решения жизненных проблем. Для этого
необходимо создание ситуаций, в которых учащиеся обретают опыт продуктивного
решения своих проблем в отношениях с властью. Это позволяет в рамках системы
воспитания добавить еще один раздел под названием «Успех без нарушений». В
рамках этого раздела помимо информационно-просветительной составляющей,
направленной на изложение способов честного решения проблем, создаются ситуации
решения жизненных проблем на основе индивидуального выбора. Основная задача
представляется достаточно сложной: демонстрация учащимися эффективности
жизнедеятельности по существующим нормам и правилам. Ведущей формой
воспитательной работы становится деловая игра, в ходе которой учащиеся
самостоятельно решают поставленную задачу. Элементом социальной практики может
стать организация ученического самоуправления в классе, увеличение числа
поручений для учащихся класса с определенными властными полномочиями. Важным элементом
антикоррупционного воспитания становится система практикумов по овладению
навыками вне коррупционного решения проблем. Желательно, чтобы составной частью
этих практикумов стали реальные жизненные ситуации. В процессе этой работы
происходит осознание учащимися основных способов жизнедеятельности и решения
жизненных проблем. Одной из них становится проблема взаимодействия с
представителями власти.
В работе с учащимися 9-11-х классов решается основная задача системы антикоррупционного воспитания: формирование у учащихся антикоррупционного мировоззрения, позволяющего осознанно отказаться от практики коррупционного поведения. В процессе решения данной задачи учащиеся на уроках права и обществоведения подробно изучают данный вид правонарушений и причины его появления. В процессе внеурочной деятельности особое внимание обращается на проведение дискуссий по данной теме, способствующих выявлению жизненной позиции учащихся по данному вопросу.