Функциональная грамотность
Нормативно-правовые документы по организации и проведению оценки функциональной грамотности обучающихся
- Приказ Минпросвещения РФ № 219 от 06.05.2019 г. "Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в ОО" скачать
- Письмо Минпросвещения РФ № 03-1526 от 17.09.2021 г. "О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности" скачать
- Письмо Минпросвещения № 04-238 от 22.03.2021 г. "Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности" скачать
- Письмо Минпросвещения № ТВ-94/04 от 26.01.2021 г. "Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности" скачать
Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Составляющие функциональной грамотности:
1. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
2. Естественно-научная грамотность - способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.
3. Математическая грамотность - способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
4. Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
5. Креативное мышление.
6. Глобальные компетенции. Под глобальными компетенциями в исследовании понимаются способности:
- критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;
- осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;
- вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.
Глобальные компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.
Общая информация:
В России проводят четыре исследования функциональной грамотности. Три из них - международные. Это TIMSS и PIRLS для 4-х классов и PISA для 4 -х и 8-х классов. С 2019 года Минпросвещения также запустило общероссийское исследование качества образования по модели PISA. Минпросвещения и Рособрнадзор утвердили методологию и критерии оценки качества образования в школах на основе практики международных исследований (приказ Рособрнадзора, Минпросвещения от 06.05.2019 № 590/219). В документе содержатся методы и критерии, которые будут использовать для оценки. А еще – график исследования в разных регионах.
Внешние исследования функциональной грамотности:
Исследование | Что проверяет | Какие классы | Когда проходит | Когда ближайшее |
TIMSS | Качесто математического и естественно-научного образования | 4, 8 классы | Раз в четыре года | 2023 г. |
PIRLS | Качество чтения и понимания текста | 4-е классы | Раз в пять лет | 2021 г. |
PISA | Все виды грамотности | 15-летние школьники | Раз в три года | 2021 г. |
Оценка качества образования по модели PISA | Качество математического и естественно-научного образования | 8, 9 классы | Раз в четыре года | 2019 - 2024 гг., в разных регионах в соответствии с графиком |
В национальном проекте "Образование" одной из приоритетных целей является вхождение России в десятку лучших систем образования по результатам международных исследований.
Мониторинг формирования функцинальной грамотности - это не контроль и не проверка с выстраиванием рейтингов общеобразовательных организаций или регионов. Основой внедрения проекта являются идеи формирующего оценивания: поддержка и обеспечение формирования функциональной грамотности. Система заданий и диагностических материалов разрабатывается с учетом подходов инструментария международного исследования PISA. При этом используются все отечественные инновационные разработки в данной области. Концептуальные подходы для мониторинга формирования функциональной грамотности разрабатываются с учетом особенностей учащихся, для которых предназначены задания мониторинга.
Разрабатываемая система заданий и диагностических материалов будет способствовать обновлению учебных и методических материалов с учетом переориентации системы образования на новые результаты, сформулированные в ФГОС и связанные с «навыками 21 века», – функциональной грамотностью учащихся и развитием позитивных установок, мотивации обучения и стратегий поведения учащихся в различных ситуациях.
Разработка заданий и диагностических материалов для формирования и оценки функциональной грамотности учащихся 5-9 классов осуществляется по 6-ти составляющим функциональной грамотности: математической, читательской, естественнонаучной и финансовой грамотности, глобальным компетенциям, креативному мышлению. Задания, объединенные в тематические блоки, составляют основу инструментария для оценки функциональной грамотности (также как и в исследовании PISA). Блок заданий включает в себя описание реальной ситуации, представленное, как правило, в проблемном ключе, и ряд вопросов-заданий, относящихся к этой ситуации. Учащиеся должны выполнить задания, используя знания из различных предметных областей. Их последовательное выполнение способствует тому, что двигаясь от вопроса к вопросу, ученики погружаются в описанную историю (ситуацию) применяют свои знания и умения, а также приобретают как новые знания, так и функциональные навыки.
В настоящее время разработаны Интернет-ресурсы, контент которых можно использовать для развития и оценки функциональной грамотности обучающихся:
2) Открытые задания: https://fioco.ru/примеры-задач-pisa
3) Примеры открытых заданий PISA по читательской, математической, естественно-научной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач
4) Демонстрационные материалы для оценки функциональной грамотности учащихся 5 - 7 классов
5) Издательство "Просвещение": https://media.prosv.ru/fg/
6) Марафон по функциональной грамотности. Яндекс.Учебник
7) Вебинары для учителей-предметников по финансовой грамотности
Банк заданий по финансовой грамотности от издательства "Просвещение"
- Электронный банк заданий по финансовой грамотности ссылка
- Электронный банк заданий по математической грамотности ссылка
- Электронный банк заданий по читательской грамотности ссылка
- Электронный банк заданий по естественно-научной грамотности ссылка
- Электронный банк заданий по глобальным компетенциям ссылка
- Электронный банк заданий по креативному мышлению ссылка
- Читательская грамотность. Характеристика и система оценивания файл
- Демонстрационные материалы для оценки функциональной грамотности учащихся 5 и 7 классов по шести составляющим ссылка