Нормативная база
Методические рекомендации
Образование детей с ОВЗ и детей-инвалидов в Ставропольском крае по итогам 2015/16 учебного года
Школы-участники проекта по Доступной среде 2011-2015 гг
Об обучении детей
-инвалидов и детей с ОВЗ.
Частью 16 статьи 2 ФЗ № 273 впервые в российской
законодательной практике закреплено понятие «обучающийся с ограниченными
возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и
(или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической
комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных
условий». Таким образом, категория «обучающийся с ОВЗ» определена не с точки
зрения ограничений по здоровью, а с точки зрения необходимости создания
специальных условий получения образования, исходя из решения коллегиального
органа - психолого-медико-педагогической комиссии (далее - ПМПК).
Согласно части 3 статьи 79 ФЗ № 273 под специальными
условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ понимаются условия
обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя
использование специальных образовательных программ и методов обучения и
воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов,
специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального
пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего
обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и
индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций,
осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых
невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ.
Особенности организации образовательной деятельности
по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего
и среднего общего образования для лиц с ОВЗ установлены разделом III Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам - образовательным программам начального общего, основного общего и
среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015.
Обучение по
адаптированным основным образовательным программам может быть реализовано
через обучение в специализированных образовательных
организациях и систему инклюзивного (интегрированного)
образования. Данное положение подтверждено ч. 5 ст. 79 Федерального закона № 273-ФЗ,
где предусматривается создание органами государственной власти субъектов РФ
отдельных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по АООП для
глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми
нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой
психического развития, с умственной отсталостью, с расстройствами
аутистического спектра, со сложными дефектами и других обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья, и ч. 4 рассматриваемой статьи, где
говориться о возможности организации обучения детей с ОВЗ совместно с другими
обучающимися, в отдельных классах, группах или в отдельных организациях,
осуществляющих образовательную деятельность.
Переход на ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС
образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями осуществляется образовательной
организацией после детального самоанализа результатов подготовительного этапа и
вынесения решения о готовности всех компонентов к реализации ФГОС. При этом
необходимо учитывать сложившую на территории Российской Федерации практику
внедрения образовательных стандартов в процесс обучения.
Стандарт вводится только в классах, которые
формируются на первый год обучения в год внедрения Стандарта, то есть в 0 или 1
классах, открываемых в образовательной организации в год внедрения Стандарта.
Алгоритм деятельности
администрации образовательной организации по организации обучения детей с
ограниченными возможностями здоровья:
1.Для обеспечения реализации прав ребенка с
ограниченными возможностями здоровья на получение образования в
общеобразовательной организации необходимо определить проблемные вопросы, объем
и характер (доработка, разработка заново, корректировка и пр.) необходимых
изменений в существующее информационно-методическое оснащение, систему работы и
потенциал образовательной организации.
2. Зачисление в образовательные организации детей с
ОВЗ регламентируется порядками приема граждан на обучение по образовательной
программе дошкольного образования, утвержденной приказом Минобрнауки России от
8 апреля 2014 г. № 293 «Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по
образовательным программам дошкольного образования», и программе общего
образования, утвержденной приказом Минобрнауки России от 22 января 2014 г. № 32
«Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам
начального общего, основного общего и среднего общего образования», и
осуществляется на основании личного заявления родителя (законного
представителя) ребенка и заключения и рекомендаций ПМПК.
3.Прием ребенка с ОВЗ на обучение по тому или
иному варианту ФГОС для обучающихся с ОВЗ осуществляется образовательной
организацией при наличии у нее соответствующих
материально-технических, информационных и кадровых ресурсов, с согласия
родителей (законных представителей) ребенка с ОВЗ и по рекомендации психолого-медико-педагогической
комиссии (ФЗ № 273-ФЗ ст. 44 ч.3 п.1). Решение комиссии является
основанием для организации органами образования определенных условий обучения.
Заключение ПМПК ребенка с ОВЗ, как и индивидуальная
программа реабилитации ребенка с инвалидностью, для родителей (законных
представителей) носит заявительный характер (они имеют право не
представлять эти документы в образовательные и иные организации). Вместе с тем
представленное в образовательную организацию заключение ПМПК и/или ИПР является
основанием для создания органами исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования,
и/или органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере
образования, образовательными организациями, иными органами и организациями в
соответствии с их компетенцией условий для обучения и воспитания детей.
4. Образовательный процесс детей с ограниченными
возможностями здоровья осуществляют учителя и специалисты (учителя-предметники,
учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог, социальный педагог и
др.).
В штат специалистов образовательной организации,
реализующей любой вариант АООП НОО ОВЗ, должны входить руководящие,
педагогические и иные работники, имеющие необходимый уровень образования и
квалификации для каждой занимаемой должности, который должен соответствовать
квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и (или)
профессиональных стандартах с учетом профиля ограниченных возможностей здоровья
обучающихся, в том числе учитель начальных классов, учитель музыки, учитель
рисования, учитель физической культуры, учитель иностранного языка,
воспитатель, педагог-психолог, социальный педагог, педагог-организатор, педагог
дополнительного образования, учитель-логопед, дефектолог (тифлопедагог,
сурдопедагог, олигофренопедагог). При необходимости в процессе реализации АООП
НОО ОВЗ возможно временное или постоянное участие тьютора, в том числе
рекомендуемого ПМПК для конкретного обучающегося, и (или) ассистента (помощника),
рекомендуемого Бюро МСЭ для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного
аппарата.
Педагоги образовательной организации, в том числе
реализующие программу коррекционной работы АООП НОО и ОВЗ, АООП О у/о, должны
иметь высшее профессиональное образование по одному из вариантов программ
подготовки:
а) по направлению «Специальное (дефектологическое)
образование» по образовательным программам подготовки олигофренопедагога,
тифлопедагога, сурдопедагога, логопеда;
б) по специальностям «Олигофренопедагогика»,
«Тифлопедагогика», «Сурдопедагогика», «Логопедия»;
в) по педагогическим специальностям или по
направлениям («Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое
образование») с обязательным прохождением профессиональной переподготовки по
направлению «Специальное (дефектологическое) образование».
Педагог-психолог должен иметь высшее профессиональное
образование по одному из вариантов программ подготовки:
а) по специальности «Специальная психология»;
б) по направлению «Педагогика» по образовательным
программам подготовки бакалавра или магистра в области психологического
сопровождения образования лиц с ОВЗ;
в) по направлению «Специальное (дефектологическое)
образование» по образовательным программам подготовки бакалавра или магистра в
области психологического сопровождения образования лиц с ОВЗ;
г) по педагогическим специальностям или по
направлениям («Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое
образование») с обязательным прохождением профессиональной переподготовки в
области специальной психологии.
Учитель-логопед должен иметь высшее профессиональное
образование по одному из вариантов программ подготовки:
а) по специальности «Логопедия»;
б) по направлению «Специальное (дефектологическое)
образование» по образовательным программам подготовки бакалавра или магистра в
области логопедии;
в) по педагогическим специальностям или по
направлениям («Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое
образование») с обязательным прохождением профессиональной переподготовки в
области логопедии.
Воспитатели должны иметь высшее или среднее профессиональное
образование по педагогическим специальностям с обязательным прохождением
профессиональной переподготовки или повышением квалификации в области
специальной педагогики или специальной психологии, подтвержденной
удостоверением о повышении квалификации или дипломом о профессиональной
переподготовке.
Педагог дополнительного образования должен иметь
высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в
области, соответствующей профилю кружка, секции, студии, клубного и иного детского
объединения без предъявления требований к стажу работы; либо высшее
профессиональное образование или среднее профессиональное образование и
дополнительное профессиональное образование по направлению «Образование и
педагогика» без предъявления требований к стажу работы.
При получении образования обучающимся с ОВЗ, в том
числе с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), совместно с
другими обучающимися (инклюзивное образование) требования к кадровому составу,
реализующему адаптированную образовательную программу соответствуют выше
обозначенным, с учётом психофизических особенностей конкретного обучающегося.
Все специалисты должны пройти профессиональную
переподготовку или курсы повышения квалификации (в объеме от 72-х
часов) по особенностям организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ
и/или введения ФГОС НОО ОВЗ и/или ФГОС образования обучающихся с
интеллектуальными нарушениями, подтвержденные дипломом о профессиональной
переподготовке или удостоверением о повышении квалификации установленного
образца. Кроме того, подготовка каждого члена педагогического коллектива к
реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) должна осуществляться
образовательной организацией (семинары, круглые столы и др.).
Руководящие работники (административный персонал),
наряду со средним или высшим профессиональным педагогическим образованием,
должны иметь удостоверение о повышении квалификации (в объеме от 72-х часов) по
особенностям организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ и/или введения
ФГОС НОО ОВЗ и/или ФГОС О у/о.
При необходимости образовательная организация может
использовать сетевые формы реализации программы коррекционной работы, которые
позволят привлечь специалистов других организаций к работе с обучающимися с ОВЗ
для удовлетворения их особых образовательных потребностей.
5. Основным документом образовательной организации
является Устав. В Уставе образовательной организации должно быть
закреплено право на ведение педагогической деятельности по ФГОС НОО обучающихся
с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) и описаны формы организации данной работы.
6. При обучении детей с ОВЗ в общеобразовательной
организации должны быть разработаны локальные акты. При разработке перечня
локальных актов образовательной организации должны быть учтены соответствующие
статьи ФЗ № 273, прежде всего ст. 30, где указывается, что образовательная
организация принимает локальные нормативные акты, определяющие нормы
образовательных отношений, в пределах своей компетенции в соответствии с
законодательством Российской Федерации в порядке, установленном ее уставом. В
числе таких актов могут быть документы, регламентирующие: правила приема обучающихся
с ОВЗ, режим занятий обучающихся, формы, периодичность и порядок текущего
контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядок и
основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления
возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной
организацией и обучающимися или их родителями (законными представителями).
Кроме того, целесообразно иметь локальные акты:
- Положение об адаптированной образовательной
программе для обучающихся с ОВЗ;
- Положение о рабочей программе учителя;
- Положение об инклюзивном или специальном
(коррекционном) классе;
- Положение о ПМПконсилиуме ОО и др.;
7. Для каждого ребенка с ограниченными возможностями
здоровья, не способного освоить в полном объёме образовательный стандарт,
образовательной организацией разрабатывается адаптированная образовательная
программа.
Примерные адаптированные образовательные программы для
категорий обучающихся с ОВЗ в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о
размещены на электронном ресурсе: http://fgosreestr.ru.
8. Перевод обучающегося с ОВЗ на иную форму обучения и
(или) программу осуществляется в соответствии с рекомендациями ПМПК с момента
предоставления его родителем (законным представителем), и подачи заявления на
имя руководителя ОО.
9. В образовательной
организации необходимо проводить информирование родителей об особенностях и
перспективах обучения обучающихся с ОВЗ.
10. Для отдельных категорий лиц, обучавшихся по
адаптированным основным общеобразовательным программам, предусмотрен особый
порядок выдачи документов об обучении.
Ч. 13 ст. 60 Федерального закона «Об образовании в
Российской Федерации» № 273-ФЗ говорит о том, что «лицам с ограниченными
возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим
основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным
основным общеобразовательным программам, выдается свидетельство об обучении по
образцу и в порядке, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной
власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в сфере образования».
ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) предполагает создание условий с учетом особых
образовательных потребностей двух групп обучающихся. Соответственно
образовательная организация может реализовывать два варианта АООП (варианты 1 и
2), в том числе специальную индивидуальную программу развития (СИПР).
АООП варианта 1 ориентирована на обучающихся с легкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и предполагает получение
умственно отсталыми обучающимися образования, не соотносимого по итоговым
достижениям к моменту завершения школьного обучения с образованием сверстников,
не имеющих ограничений по возможностям здоровья.
Обучение детей с умеренной, выраженной умственной
отсталостью или тяжелыми и множественными нарушениями в развитиипо варианту 2
ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) не предполагает использования оценочной системы, что закрепляется
локальным актом образовательной организации.
При отчислении ребенка из образовательной
организации в связи с ее окончанием учащемуся выдается свидетельство об
обучении с перечнем учебных предметов, но без оценок.
Таким образом, обучение по АООП лицами с
умственной отсталостью не предполагает получения ими начального,
основного общего и среднего общего образования. Они не проходят государственной
итоговой аттестации, поэтому выдаваемые им по окончании обучения документы
являются документами об обучении (ФЗ №273-ФЗ, ст. 60 ч. 1). Образец и
порядок их выдачи регламентированы Приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 14 октября 2013 г. № 1145 «Об утверждении образца
свидетельства об обучении и порядка его выдачи лицам с ограниченными
возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим
основного общего и среднего общего
образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным
программам».
В отношении школьников с ОВЗ обучающихся по вариантам
2 АООП для глухих обучающихся, слабослышащих и позднооглохших, слепых
обучающихся и слабовидящих, детей с нарушениями ОПА, школьников с ТНР, учащихся
с ЗПР, а также школьников с нарушениями аутистического спектра особое значение
приобретает проблема аттестации за период обучения на уровне начального общего
образования, поскольку на этом уровне образования школьники обучаются по ФГОС
НОО для обучающихся с ОВЗ, а на следующих уровнях образования предполагается их
обучение в ФГОС ООО и СОО, разработанных для всех обучающихся, возможно, с
учетом специальных требований, которые будут разработаны для этих уровней
образования школьников с ОВЗ.
11.При предоставлении родителями (законными
представителями) детей, которые по состоянию здоровья не могут посещать
общеобразовательную организацию, справки о необходимости организации
обучения на дому, для обучающегося должно быть организовано индивидуальное
обучение на дому.
Родители (законные представители) детей с
ограниченными возможностями здоровья, обучающихся на дому, создают надлежащие
условия для проведения преподавателями общеобразовательного учреждения занятий
на дому (обеспечивают рабочим местом преподавателя и ребенка, а также
предоставляют ребенку тетради, письменные принадлежности).
Распределение часов индивидуального учебного плана
обучающегося на дому производится с учетом индивидуальных особенностей,
психофизических возможностей, а также пожеланий родителей (законных
представителей).
Обращаем внимание, на приказ Минобрнауки России от 2
сентября 2013 г. № 1035 «О признании не действующим на территории Российской
Федерации письма Министерства просвещения СССР от 5 мая 1978 г. № 28-М «Об
улучшении организации индивидуального обучения больных детей на дому» и
утратившим силу письма Министерства народного образования РСФСР от 14 ноября
1988 г. № 17-253-6 «Об индивидуальном обучении больных детей на дому»
(совместно с письмом Министерства образования и науки РФ от 5 сентября 2013 г.
№ 07-1317 «Об индивидуальном обучении больных детей на дому). Согласно данному
приказу, отменяется 8 часовой учебный план, отводимый на индивидуальное
обучение. В настоящее время на индивидуальное обучение отводится то количество
часов, которое предусмотрено АООП, но в зависимости от образовательных
потребностей ребенка с ОВЗ.